Федеральный закон от 10

История

В декабре 1991 года СВР России провозгласила себя официальным правопреемником Первого главного управления КГБ СССР (ПГУ КГБ СССР) и Центральной службы разведки СССР (ЦСР СССР).

СВР России подчеркивает свою историческую роль как продолжателя традиций спецслужб Советской России и Советского Союза: ВЧК СНК РСФСР — ГПУ НКВД РСФСР — МГБ — КГБ. После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) встал вопрос о радикальной реорганизации органов внешней разведки Российской Федерации на базе упраздненной Центральной разведывательной службы СССР (РСИ СССР).

После распада СССР на базе Центральной разведки СССР Указом Президента РСФСР Бориса Ельцина от 25 декабря 2004 г. 293 от 18 декабря 1991 г. «в связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г и в целях обеспечения безопасности разведки Российской Федерации РСФСР (СВР РСФСР).

По официальной версии СВР России, указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г принципиально новая спецслужба новой России не создавалась, а ЦРУ СССР лишь «переименовывалось». Заграничная разведка России».

С распадом СССР изменилось и название службы: СВР РСФСР стала называться СВР России. 26 декабря 1991 г. № 316 от 26 декабря 1991 г о назначении первым директором СВР России. Это был директор Центральной разведки СССР Евгений Примаков, которого попросили в течение недели представить президенту предложения по положению вновь созданной службы, ее структуре и штатам.

13 января 1992 г. Президент Российской Федерации подписал Указ от 25 декабря 1992 г. 15 о назначении заместителей директора СВР России. Все заместители директора Центрального статистического управления СССР сохранили свои должности в новой структуре. К ним присоединился Иван Гореловский, который в звании генерал-лейтенанта стал отвечать за административную и хозяйственную деятельность.

Впоследствии Служба внешней разведки несколько раз реорганизовывалась: в Федеральную службу внешней разведки России (30.09.1992), в СВР при Президенте РФ (10.07.1992), а затем в СВР. России в ее нынешнем виде.

Законодательное регулирование

В настоящее время деятельность СВР России основывается на Федеральном законе «О внешней разведке» № 5-ФЗ от 10 января 1996 г.

Кроме того, деятельность СВР России регулируется на основании:

  • Федеральный закон «Об обороне» №2. 61 от 31.05.1996;
  • Федеральный закон «О состоянии военнослужащих» №2. 76 от 27.05.1998;
  • Федеральный закон «О государственной тайне» №. 5485-1 от 21 июня 1993 г;
  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» №. 144 от 12.08.1995г.

Что представляет собой закон?

Служба внешней разведки россии (свр рф)

Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ «О внешней разведке» был внесен в Государственную Думу в 1995 году на рассмотрение. 8 декабря он получил одобрение народных представителей. В январе 1996 года (10 января) документ приобрел юридическую силу. Последние изменения в тексте закона появились в 2016 году (28 декабря).

Основные положения Закона о внешней разведке:

  • Глава 1 — краткое изложение основных вопросов, поднятых в Федеральном законе № 5;
  • Глава 2 — данные о регулировании деятельности организаций и сотрудников, занимающихся внешней разведкой;
  • Глава 3 — права и свободы сотрудников спецслужб;
  • Глава 4 — регулирование и контроль за деятельностью иностранных разведок;
  • Глава 5 — итоги закона.

В искусстве. 6 закона указывает диапазон полномочий, характерный для иностранных спецслужб. В их возможности входят:

  • Организация кадровой деятельности;
  • Классификация персонала;
  • Совместная работа с органами по противодействию разведке противника;
  • Обеспечивать максимальную защиту иностранных операторов секретных служб и их семей за границей;
  • Обучение спецподразделений по программам повышения квалификации сотрудников разведки;
  • Соблюдение условий безопасности, касающихся непосредственной деятельности иностранных спецслужб.

О законе о ФСБ читайте здесь:

Ключевые принципы работы внешней разведки:

  • Его нынешнее положение, комплекс прав и обязанностей;
  • Основные понятия об органе;
  • Мероприятия;
  • Надзорное регулирование;
  • Контроль на работе.

Задачи, которые преследует внешняя разведка, включают:

  • Докладывать Верховному главнокомандующему Российской Федерации об информации, способствующей развитию процессов во всех сферах жизни общества и государства;
  • Создание условий для сохранения защищенной позиции российской политики;
  • Обеспечивают защиту военной и оборонной промышленности;
  • Содействовать развитию экономических, научных и технических процессов.

Вам будет интересно узнать о последних изменениях в федеральном законе о судебной системе.

Реализация этих положений осуществляется за счет:

  • Разграничение полномочий между федеральными и исполнительными органами, ответственными за силы, обеспечивающие безопасную среду в государстве;
  • Соответствие нормам, установленным законодательством РФ;
  • Уважение свобод и прав населения.

Агентства внешней разведки находятся под прямым контролем президента России. Он может определять круг задач этих организаций, контролировать их деятельность, назначать главу органа и принимать другие решения, которые находятся в пределах его компетенции и в рамках закона.

Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред от 09.11.2020) «О внешней разведке»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ПО ВНЕШНЕМУ РАЗУМУ

Принято
Госдума
8 декабря 1995 г

Настоящий Федеральный закон определяет статус, принципы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Внешняя разведка Российской Федерации

Внешняя разведка Российской Федерации как специально созданный комплекс государственных органов — органов внешней разведки Российской Федерации — является составной частью силовых структур Российской Федерации и призвана обеспечивать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз способами и средствами, определенными настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Разведывательная деятельность

Разведывательная деятельность осуществляется иностранными спецслужбами Российской Федерации посредством:

1) получать и обрабатывать информацию о реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации (далее — разведывательная информация);

2) оказывать содействие в реализации мер, принимаемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Необходимость ведения разведывательной деятельности определяется в пределах своей компетенции Президентом Российской Федерации и Федеральным Собранием исходя из невозможности или целесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.

Статья 3. Правовая основа разведывательной деятельности

Правовой основой разведывательной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти в сфере внешней разведки Российской Федерации.

Органы внешней разведки Российской Федерации в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации издают нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность.

Статья 4. Принципы разведывательной деятельности

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:

1) разделение полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав силовых структур Российской Федерации;

2) законность;

3) уважение прав и свобод человека и гражданина;

4) подчинение Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию;

5) сочетание голосовых и негласных приемов и средств.

Статья 5. Цели разведывательной деятельности

Целями разведывательной деятельности являются:

1) предоставлять Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации разведывательную информацию, необходимую для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической сферах;

2) обеспечивать благоприятные условия для правильной реализации политики безопасности Российской Федерации;

3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-технической безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения нечеловеческих целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Полномочия органов внешней разведки Российской Федерации

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации наделены следующими полномочиями:

1) установление доверительных отношений с субъектами, которые добровольно дали свое согласие;

2) осуществление мероприятий по шифрованию персонала и организации его деятельности с использованием для этой цели других ведомственных принадлежностей;

3) использовать в целях сговора документы, кодирующие информацию о личном составе сотрудников, ведомственной принадлежности подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации и обработки указанной информации, содержащейся в информационных системах состояния и (или) базы данных государственных организаций и забалансовых государственных фондов;

4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной безопасности;

5) заключение договоров с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации, необходимыми для ведения разведывательной деятельности;

6) организует и обеспечивает в пределах своей компетенции защиту государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, в том числе определение порядка осуществления физической, инженерно-технической защиты данные учреждения, меры по предотвращению утечки по техническим каналам информации, составляющей государственную тайну;

7) обеспечивать безопасность сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;

8) обеспечение безопасности высылаемых за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, которые по роду своей деятельности имеют доступ к информации, составляющей государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

9) взаимодействие со службами разведки и контрразведки иностранных государств в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

10) создание институтов специального образования, высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;

11) для обеспечения собственной безопасности или защиты собственных сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;

12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для деятельности органов внешней разведки Российской Федерации.

Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки Российской Федерации при наличии собственной лицензии и сертификации может приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, управлять информационными системами, системами связи и системами передачи данных, а также средства защиты информации от потери по техническим каналам.

Служба внешней разведки Российской Федерации вправе бесплатно получать от государственных органов и государственных средств забалансовые, информационные системы и (или) базы данных, необходимые для выполнения возложенных на нее задач, в том числе через получение возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральные законы запрещают передачу таких систем и (или) баз данных иностранным спецслужбам.

Служба внешней разведки Российской Федерации имеет право пресекать присутствие беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве на территориях своих объектов в целях защиты своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз. Такое подавление осуществляется путем подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными летательными аппаратами, воздействия на их панели управления, а также повреждения или уничтожения этих кораблей. Порядок принятия решения о пресечении нахождения в воздушном пространстве беспилотных летательных аппаратов в указанных целях, а также перечень должностных лиц Службы внешней разведки Российской Федерации, уполномоченных принимать такое решение, будут определяться Правительством Российской Федерации руководитель Службы внешней разведки РФ.

Статья 7. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов внешней разведки Российской Федерации

Предоставление услуг иностранным спецслужбам Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации. Сметные проекты содержания органов внешней разведки Российской Федерации рассматриваются на закрытых заседаниях соответствующих комитетов (подкомитетов) палат Федерального Собрания и утверждаются на закрытых заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации.

Материально-техническое обеспечение органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется за счет централизованных ресурсов Российской Федерации, а также путем приобретения необходимых материально-технических средств у предприятий, учреждений и организаций.

Органы внешней разведки Российской Федерации могут иметь служебные помещения, сформированные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Защита информации о зарубежных спецслужбах Российской Федерации

Лицо, допущенное к сведениям о зарубежных спецслужбах Российской Федерации, подлежит процедуре получения доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом. Эта процедура включает принятие письменного обязательства не разглашать эту информацию. Нарушение этой обязанности влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Документы из архивов иностранных спецслужб Российской Федерации, имеющие историческую и научную ценность, рассекреченные в соответствии с федеральным законом, передаются на постоянное хранение в создаваемые Российской Федерацией федеральные государственные учреждения, осуществляющие сбор, учет, архивирование и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов.

Документы органов внешней разведки Российской Федерации, содержащие сведения об их личном составе, лицах, оказывающих (оказывающих) конфиденциальную помощь органам внешней разведки Российской Федерации, а также о методах и средствах, используемых этими органами, хранятся архивы органов внешней разведки РФ.

Статья 9. Связь органов внешней разведки Российской Федерации с общественностью Российской Федерации

Для информирования общественности о своей деятельности иностранные спецслужбы Российской Федерации, их сотрудники общаются с общественными объединениями, средствами массовой информации и гражданами Российской Федерации через соответствующие службы, созданные для этой цели в структуре этих органов.

Предоставляемые в средства массовой информации материалы о деятельности органов внешней разведки Российской Федерации не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну.

Информация о личной жизни, чести и достоинстве граждан, ставшая известна органам внешней разведки Российской Федерации в ходе их деятельности, не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В целях предотвращения возможности использования средств массовой информации для распространения сведений об иностранных спецслужбах Российской Федерации, составляющих государственную тайну, авторы подготовленных к публикации материалов о внешней разведке Российской Федерации или редакция СМИ, получившие данные материалы, вправе запросить экспертное заключение в соответствующий орган внешней разведки Российской Федерации, который в этом случае должен установить наличие или отсутствие информации, указанной в этих материалах, и представить это заключение автору или редактирование СМИ.

Публикация в средствах массовой информации материалов о внешней разведке Российской Федерации, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, повлекшие ее разглашение, либо публикация сведений, не соответствующих действительности, с причинением морального или материального ущерба внешней разведке органы Российской Федерации, их сотрудники несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕШНИХ ОРГАНОВ
РАЗВЕДКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 10. Создание органов внешней разведки Российской Федерации

Разведывательная деятельность осуществляется как независимыми органами, так и органами внешней разведки Российской Федерации, входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти.

Создание, реорганизация и упразднение независимого органа внешней разведки Российской Федерации будут осуществляться в порядке, установленном федеральным законом, регулирующим формирование федеральных органов исполнительной власти.

Решения о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки Российской Федерации в составе федерального органа исполнительной власти принимаются Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Положение об органах внешней разведки Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

Статья 11. Сферы деятельности органов внешней разведки Российской Федерации

Разведывательная деятельность в пределах своей компетенции осуществляется:

1) Служба внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в области шифрованной, секретной и иной связи с использованием средств и методов электронной радиосвязи за пределами Российской Федерации, а также а также в сфере безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, направленных за пределы территории Российской Федерации, которые по роду своей деятельности имеют доступ к информации, которая составляют государственную тайну;

2) корпус внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

3) — 4) больше не действуют. — Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ.

Разведывательная деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности».

Статья 12. Управление органов внешней разведки Российской Федерации

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

1) определяет задачи разведывательной деятельности;

2) контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

3) принимает в пределах полномочий, определенных федеральным законом, решения по вопросам внешней разведки Российской Федерации, в том числе о целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки Российской Федерации и спецслужбами, и контрразведка иностранных государств;

4) назначает на должность руководителей органов внешней разведки Российской Федерации, за исключением руководителя Службы внешней разведки Российской Федерации;

5) назначает руководителя Службы внешней разведки Российской Федерации по согласованию с Советом Федерации и освобождает его от должности.

Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации назначение по кандидатуре главы Службы внешней разведки Российской Федерации и другие материалы, характеризующие предложенную кандидатуру.

Совет Федерации не позднее одной недели со дня поступления заявления и иных материалов, указанных в части третьей настоящей статьи, письменно уведомляет Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленной кандидатуры.

Статья 13. Способы и средства разведывательной деятельности

В процессе разведывательной деятельности иностранные спецслужбы Российской Федерации могут использовать открытые и секретные методы и средства, особенность которых определяется условиями такой деятельности.

Методы и средства разведывательной деятельности не должны наносить вред жизни и здоровью людей и окружающей среде.

Использование методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.

Для достижения целей разведывательной деятельности иностранные спецслужбы Российской Федерации вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозаписи, фильмы и фотографии, поиск информации по техническим каналам связи, а также другие методы и средства, которые вы соответствуете требованиям второй части этой статьи.

Порядок использования секретных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации.

Содержание нормативных актов об использовании секретных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.

Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 14. Предоставление разведывательной информации

Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям, определяемым Президентом Российской Федерации. Разведывательная информация также может предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав силовых структур Российской Федерации.

Руководители органов внешней разведки Российской Федерации несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.

Руководители и иные должностные лица федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, предприятий, учреждений и организаций, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, которым предоставляется разведывательная информация, несут установленную федеральным законом ответственность за разглашение содержащейся в нем информации, составляющей государственную тайну или раскрывающей источники указанной информации.

Статья 15. Принципы и формы взаимодействия органов внешней разведки Российской Федерации, органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной безопасности, а также со службами разведки и контрразведки Российской Федерации иностранные государства

Принципы и формы взаимодействия органов внешней разведки Российской Федерации как между собой, так и с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной безопасности определяются законодательством Российской Федерации и заключаемыми на его основе соглашениями.

Взаимоотношения органов внешней разведки Российской Федерации со службами разведки и контрразведки иностранных государств устанавливаются на основе международных договоров Российской Федерации, в том числе соглашений межведомственного характера.

В рамках установленных отношений официальные представители органов внешней разведки Российской Федерации направляются в иностранные государства в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Статья 16. Отношения органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации

Федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении разведывательной деятельности со своей стороны, если это не связано с изменением основных направлений деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти. Возмещение затрат на оказание такой помощи является расходным обязательством Российской Федерации.

Порядок взаимодействия органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти по вопросам содействия органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении разведывательной деятельности определяется Президентом Российской Федерации.

Условия взаимоотношений органов внешней разведки Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации устанавливаются соответствующими соглашениями.

Глава III. ПРАВОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНОВ РАЗВЕДКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЦИЯ И ЛИЦА, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭТИ ОРГАНЫ ПРЕИМУЩЕСТВА

Статья 17. Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации

Сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации являются военнослужащие и государственные кадровые служащие, а также не кадровые военнослужащие, государственные служащие и работники, добровольно поступившие на военную или государственную гражданскую службу либо работающие в этих органах соответственно.

Сотрудником службы внешней разведки Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (национальности) иностранного государства или вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации территория иностранного государства (если иное не согласовано при решении задач разведывательной деятельности), способная выполнять возложенные на него задачи по личным и профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья.

Несоблюдение лицом любого из требований, указанных в части второй настоящей статьи в отношении профессиональных качеств, возраста, образования, состояния здоровья или иных требований, установленных федеральным законом, является основанием для отказа в его приеме (передаче) на военную или гражданскую службу либо на работу в органах внешней разведки Российской Федерации, а также расторгнуть с ним контракт о прохождении военной службы (служебный контракт, трудовой договор) в органах внешней разведки Российской Федерации.

Количество сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

Военнослужащие органов внешней разведки Российской Федерации подчиняются федеральным законам, регулирующим прохождение военной службы, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, в связи со спецификой выполняемых этими военнослужащими функций. Особенности прохождения военной службы военнослужащими, являющимися сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации, и предоставление им всевозможных надбавок, дополнительных гарантий и мер правовой и социальной поддержки этим военнослужащим и их семьям, в связи со спецификой Функции, выполняемые этими военнослужащими, устанавливаются федеральным законодательством. Гарантии и меры правовой и социальной поддержки военнослужащих органов внешней разведки Российской Федерации и членов их семей реализуются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Для военнослужащих Службы внешней разведки Российской Федерации предельный возраст для прохождения военной службы установлен на уровне:

1) генерал армии, адмирал флота, генерал-полковник, адмирал — 60 лет;

2) генерал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-майор, контр-адмирал — 55 лет;

3) полковник, капитан 1 разряда, подполковник, капитан 2 разряда, майор, капитан 3 разряда — 50 лет;

4) военнослужащие в ином воинском звании — 45 лет;

5) женщины-военнослужащие — 45 лет.

В отношении военнослужащих иностранных спецслужб Российской Федерации, достигших предельного возраста прохождения военной службы, решение о заключении контракта, сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта остается за руководителем иностранного государства разведывательный орган Российской Федерации или руководитель федерального органа исполнительной власти, в состав которого входит орган внешней разведки Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

На государственных служащих и сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и трудового законодательства с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с задачами органов внешней разведки Российской Федерации, нормативными актами Президента Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации, а также нормативными актами компетентных федеральных органов исполнительной власти. Органы в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, должностные лица и сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации могут устанавливать особые условия оплаты труда, дополнительные гарантии и меры правовой и социальной поддержки.

Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации подлежат обязательной государственной регистрации отпечатков пальцев в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие иностранных спецслужб Российской Федерации не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели.

Государственные служащие и сотрудники иностранных спецслужб Российской Федерации не могут создавать общественные объединения, преследующие политические цели.

Военнослужащие, государственные служащие и сотрудники иностранных спецслужб Российской Федерации могут устанавливать контакты с лицами, о которых известно, что они являются иностранными гражданами, контактировать с иностранными СМИ, иностранными и международными организациями, некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, а также размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микроблогах) и других сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке и на условиях, определяемых руководителем российской внешней разведки Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внешней разведки Российской Федерации.

Военным и государственным служащим иностранных спецслужб Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и держать счета (вклады), хранить денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (о) с использованием иностранных финансовых инструментов, если это не связано с решением задач разведывательной деятельности. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и держать счета (вклады), вести наличные деньги и ценности в обратных иностранных банках за пределами территории Российской Федерации для владения и (или) использования иностранных финансовых инструментов».

Военные, государственные служащие и сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации, владеющие имуществом, зарегистрированным за пределами Российской Федерации, обязаны в срок, определяемый руководителем органа внешней разведки Российской Федерации или руководителем ответственного федерального органа исполнительной власти. Управлению внешней разведки РФ принять меры по его отчуждению. Если невозможно принять такие меры в связи с арестом, запретом приказов, вынесенных компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством того иностранного государства, на территории которого находится имущество, или в связи с другими обстоятельствами, выходящими за рамки контроля этих лиц такие меры должны быть приняты в течение одного года с даты, когда их принятие стало возможным. Каждый случай несоблюдения данных требований подлежит рассмотрению в порядке, установленном на заседании аттестационной комиссии.

Статья 18. Состав сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации

В личный состав органов внешней разведки Российской Федерации входят военнослужащие и государственные служащие органов внешней разведки Российской Федерации, назначенные на соответствующие должности, функциональные задачи которых напрямую связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень штатных должностей определяется уставом соответствующего корпуса внешней разведки Российской Федерации.

Информация о принадлежности отдельных лиц к личному составу органов внешней разведки Российской Федерации, в том числе уволенных этими органами сотрудников, является государственной тайной и может быть обнародована только с разрешения руководителя службы внешней разведки Российской Федерации. Федерации, а в случаях, не связанных с служебной необходимостью, и при обязательном наличии письменного согласия этих лиц.

Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации в целях выполнения своих функциональных обязанностей могут в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона без раскрытия своей аффилированности с органами внешней разведки Российской Федерации занимать должности в федеральных органах исполнительной власти органы, компании, учреждения и организации. Должностные лица таких федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федеральным законом ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к иностранным спецслужбам Российской Федерации.

Сотрудникам кадров иностранных спецслужб Российской Федерации запрещается участвовать в деятельности законодательных (представительных) или судебных органов, а также общественных объединений и религиозных организаций на территории Российской Федерации с целью влияния на характер их деятельности.

Сотрудники кадров иностранных спецслужб Российской Федерации не вправе, кроме случаев служебной необходимости, заниматься другой оплачиваемой деятельностью по совместительству, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой вне помещений согласие руководителя соответствующего органа внешней разведки РФ.

Статья 19. Лица, оказывающие конфиденциальную помощь органам внешней разведки Российской Федерации

Для достижения целей разведывательной деятельности иностранные спецслужбы Российской Федерации могут устанавливать на безвозмездной или возмездной основе отношения сотрудничества с дееспособными взрослыми, которые добровольно согласились оказывать конфиденциальную помощь иностранным разведывательным органам Российской Федерации. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными актами органов внешней разведки Российской Федерации.

Органы внешней разведки Российской Федерации не вправе запрашивать конфиденциальную помощь у членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, судей судов Российской Федерации. Российская Федерация и прокуратура всех уровней в Российской Федерации, духовенство и уполномоченные лица официально зарегистрированы в Российской Федерации Федерацией религиозных организаций.

Информация о лицах, оказывающих (оказывающих) конфиденциальную помощь органам внешней разведки Российской Федерации, составляет государственную тайну и не подлежит рассекречиванию в связи с истечением максимального срока, разрешенного для засекречивания сведений, составляющих государственную тайну. Доступ к этой информации имеют только руководитель и уполномоченные им сотрудники соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности лиц, оказывающих (оказывающих) конфиденциальную помощь органам внешней разведки Российской Федерации и членов их семей, могут приниматься меры по их защите, не нарушающие законные права и интересы других лиц.

Порядок проведения таких мероприятий определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 20. Правовой статус сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации

Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации имеют обязанности и права, предусмотренные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, за исключением ограничений, установленных федеральными законами.

Военнослужащие, государственные служащие и сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации находятся под защитой государства. Никто, за исключением органов и должностных лиц, прямо уполномоченных федеральными законами, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации.

Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудников иностранных спецслужб Российской Федерации и членов их семей от незаконных захватов и угроз в связи с осуществлением разведывательной деятельности обеспечивается внешней разведкой органов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статус сотрудника Управления внешней разведки Российской Федерации не может быть использован в целях, несовместимых с его функциональными обязанностями.

Статья 21. Ответственность сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации за правонарушения

Сотрудник службы внешней разведки Российской Федерации несет ответственность за преступление в соответствии с федеральными законами.

Членство в службе внешней разведки Российской Федерации и участие в осуществлении разведывательной деятельности не освобождает сотрудника службы внешней разведки Российской Федерации от ответственности в соответствии с федеральными законами.

Статья 22. Социальная поддержка сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации и членов их семей

Социальная поддержка сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации и членов их семей гарантируется федеральным законом.

Все сотрудники аппарата этих органов подлежат обязательному государственному личному страхованию в размере 180 должностных окладов, установленных на день выплаты.

Вред, причиненный здоровью сотрудника службы внешней разведки Российской Федерации или члена его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти люди получают единовременную денежную выплату в размере от 12 до 84 должностных окладов (должностных окладов), установленных на день выплаты, в зависимости от степени инвалидности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае гибели сотрудника аппарата органа внешней разведки Российской Федерации или члена его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности расходы по подготовке к транспортировке и транспортировке оплачиваются соответствующим федеральным органом исполнительной власти останков на место захоронения, указанное в завещании или указанное близкими родственниками (в случае их отсутствия — по указанию органов внешней разведки РФ), а также расходы на захоронение останков сотрудника агентство внешней разведки РФ. Семье умершего выплачивается единовременное пособие в размере 180 должностных окладов, установленных на день выплаты. Кроме того, семья погибшего пользуется другими социальными гарантиями при решении вопросов социальной помощи в порядке, установленном федеральными законами.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации возникает одновременно несколько причин для данных единовременных выплат, выплата производится на основании, выбранном получателем.

Государство обязано всячески способствовать безоговорочному освобождению сотрудника службы внешней разведки Российской Федерации и членов его семьи, задержанных, арестованных или осужденных за пределами территории Российской Федерации в связи с осуществление разведывательной деятельности.

В случае полной или частичной утраты профессиональной компетентности сотрудником аппарата внешней разведки Российской Федерации в результате ее расшифровки или по иным не зависящим от нее причинам, внешняя разведка Российской Федерации обязана нанять указанного работника или создать условия для его профессиональной переподготовки, включая компенсацию связанных с этим расходов.

Имущественный ущерб, причиненный сотруднику аппарата внешней разведки Российской Федерации и членам его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается государством в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В случае привлечения сотрудников иностранных спецслужб Российской Федерации, не входящих в штатный состав, к выполнению разовых разведывательных заданий и наступлению в связи с этим, последствия, перечисленные в частях третьей — седьмой статьи Согласно данной статье, на таких сотрудников распространяются права, социальные гарантии и вознаграждения, предусмотренные для сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации.

Статья 23. Социальная защита лица, оказывающего (оказывающего) конфиденциальную помощь органам внешней разведки Российской Федерации

Лицо, оказывающее (оказывающее) конфиденциальную помощь органу внешней разведки Российской Федерации и не являющееся гражданином Российской Федерации, по его просьбе может быть принято в гражданство Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Срок сотрудничества лица, ставшего гражданином Российской Федерации, с органами внешней разведки Российской Федерации засчитывается в его выслугу лет. Социальная защита такого лица осуществляется в соответствии с частями третьей — седьмой статьи 22 настоящего Федерального закона.

Социальная защита лица, оказывающего (оказывающего) конфиденциальную помощь органам внешней разведки Российской Федерации и не являющегося гражданином Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Глава IV. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ
ИНОСТРАННАЯ РАЗВЕДКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 24. Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации

Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, а также контролирует исполнение утвержденных Государственной Думой и Советом Федерации бюджетов на содержание органов внешней разведки. Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации. Для этого в Счетной палате Российской Федерации из ее членов создается специальная группа.

Указанная группа вправе запрашивать у органов внешней разведки Российской Федерации документы о проведении сметы расходов, заслушивать отчеты руководителей органов внешней разведки Российской Федерации по данным вопросам на своих закрытых заседаниях.

Взаимодействие палат Федерального Собрания с органами внешней разведки Российской Федерации осуществляется через соответствующие комитеты (подкомитеты), создаваемые каждой из палат.

Члены таких комитетов (подкомитетов) и специальной группы Счетной палаты Российской Федерации, сотрудники их офисов имеют право приступить к исполнению своих обязанностей по выполнению функций, предусмотренных настоящей статьей, только после получения доступа к информации, составляющей государственная тайна в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О государственных секретах».

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы получают информацию об органах внешней разведки Российской Федерации исключительно через соответствующие комитеты (подкомитеты) палат Федерального Собрания.

Действия членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, сотрудников аппарата палат Федерального Собрания не должны создавать угрозу разглашения информации о лицах, оказавших (оказавших) конфиденциальную помощь спецслужбам иностранным гражданам. Российской Федерации, о принадлежности отдельных лиц к личному составу органов внешней разведки Российской Федерации, а также о методах и средствах, используемых этими органами.

Статья 25. Надзор со стороны прокурора

Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов органами внешней разведки Российской Федерации.

Сведения о лицах, оказывающих (оказывающих) конфиденциальную помощь органам внешней разведки Российской Федерации, а также об организации, способах и средствах осуществления деятельности органов внешней разведки Российской Федерации не входят в предмет надзора. Российская Федерация. ‘Обвинение.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

С момента вступления в силу настоящего Федерального закона признаются утратившими силу следующие законодательные акты Российской Федерации:

1) Закон Российской Федерации «О внешней разведке» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992 г., № 32, ст. 1869);

2) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 8 июля 1992 г. «О применении Закона Российской Федерации« О внешней разведке »(Вестник Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. Федерация, 1992, 32, статья 1870).

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российская Федерация
Б. ЕЛЬЦИН

Московский Кремль
10 января 1996 г
N 5-ФЗ

Последние поправки, внесенные в 5 ФЗ

57 фз «О защите государства» в последней редакции

Федеральный закон о внешней разведке действует уже более двух десятилетий, поэтому логично, что его текст пересматривался несколько раз. Последние изменения в закон появились в декабре 2016 года (28.12.). В частности, изменена статья номер семнадцать. Разберем его содержание более подробно.

Изобразительное искусство. 17

В нем описаны юридические привилегии гражданина Российской Федерации, намеревающегося стать сотрудником внешней разведки. В статье перечислен круг людей, подходящих на эту должность, в том числе:

  • военнослужащие;
  • государственные служащие, входящие в штат;
  • добровольцы на государственной или военной службе.

Кандидат на должность разведчика должен иметь российское гражданство и не быть гражданином другого государства, чтобы избежать конфликта интересов. Для него также установлены возрастные ограничения и требования по наличию определенного уровня образования. Потенциальный кандидат должен быть физически и психически здоровым, так как этот вид услуг требует максимальной эффективности и высоких энергозатрат. Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных требований будет основанием для отказа заявителю.

Закон Российской Федерации о внешней разведке запрещает размещение, хранение и наличие вкладов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Это положение распространяется не только на самих сотрудников внешней разведки, но и на членов их семей, включая вторую половину и детей в возрасте до 18 лет.

Другие важные аспекты, затронутые в статье:

  • Офицер иностранных спецслужб имеет право на особые социальные гарантии и юридическую помощь в соответствии с действующим законодательством;
  • Сотрудник спецслужб обязан пройти процедуру снятия отпечатков пальцев для регистрации;
  • Он не может участвовать или организовывать формирования политического характера;
  • Сотрудник внешней разведки имеет право публиковать свои персональные данные в социальных сетях в соответствии с условиями, установленными для него руководящим лицом, которому он подчиняется;
  • Вы можете связаться с гражданами других государств и с иностранными СМИ.

Судебная практика и законодательство — Закон РФ от 08.07.1992 N 3245-1 «О внешней разведке»

 

Закон Российской Федерации от 19.02.1993 N 4524-1 (с изменениями от 10.01.2003) «О федеральных органах государственной власти по связи и информации»

Правовой основой деятельности федеральных органов государственной власти связи и информатизации являются Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «О безопасности», «Об обороне», «О внешней разведке», настоящий Закон и др законы Российской Федерации, а также подзаконные акты, принимаемые в соответствии с ними Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.10.1992 N 1185 «Заявление Службы внешней разведки Российской Федерации»

Принимая во внимание положения Закона РФ «О внешней разведке», решаю:

Исключить из пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. N 1148 «Об устройстве центральных органов федеральной исполнительной власти» пункт 23 о Службе внешней разведки Российской Федерации. Служба внешней разведки Российской Федерации напрямую подчиняется Президенту Российской Федерации, его статус определяется в соответствии с Законом Российской Федерации «О внешней разведке» и ранее утвержденным Положением о Службе внешней разведки Российской Федерации. Федерация.

 

Оцените статью
Блог про ОМОН